Концепция экспозиции Литературно-мемориального Дома-музея Ильи Сельвинского

В связи с увеличившимся в наши дни интересом к истории, литературе и искусству разных народов, населяющих Крым, было принято решение о создании музея большого поэта, являющегося гордостью малочисленного народа – крымчаков.

РЫЦАРЬ СТИХА

Поэзия, как и вся художественная литература, дает обобщенное выражение духовной жизни народа. Выдающаяся поэзия содержит образцы философского и эстетического познания и освоения мира. Из художественной литературы читатель подчас больше узнает об эпохе, людях, идеалах, помыслах, чем из многих других источников. Познавательное и идейно-эстетическое значение талантливых произведений литературы всегда очень высоко, а воздействие на формирование мировоззрения своего поколения – необычайно активно.

Жизнь каждой личности представляет интерес, а тем более писателя – человека, обладающего способностью почувствовать, сколько силы таится в слове и как эту силу можно сделать послушной, человека, который, «стряхивая с образа мира пыль повседневности, поднимает остальных людей на более высокую ступень человечности».

Всю свою жизнь посвятил раскрытию загадки поэтического творчества «ратник рыцарского ордена стиха», наш земляк, родившийся в Симферополе, И. Л. Сельвинский.

Музей создается в доме поэта. Одной из основных задач Дома-музея Ильи Сельвинского, выдающегося поэта ХХ века, является показ его творчества во всем многообразии литературных жанров, раскрытие содержания творчества мастера с элементами анализа его произведений через литературно-критические исследования.

И жизнь, и творческое наследие И. Л. Сельвинского будут представлены в связи с историко-литературными процессами, происходившими в государстве Россия – Советский Союз в течение ХХ века. Как Сельвинский принял советскую власть? Как отразился на судьбе И.Л. Сельвинского монархический государственный строй, затем власть государства строящего социализм?

В основу экспозиции лягут принципы научности, документальной достоверности, художественной образности. «Многослойность» экспозиции позволит учитывать интересы различных категорий посетителей: от школьника до специалиста.

Проблемный метод подачи материала позволит выделить из имеющегося количества экспонатов наиболее интересные, раскрывающие суть поэтического творчества, назначение поэта, взаимоотношения его с литературной средой и властью, знакомящие с жанрами, в которых работал И. Л. Сельвинский.

Проблемный метод даст возможность представить «конструктивизм» И. Сельвинского как орудие познания мира. Также познакомит с особенностями поэтического сознания Сельвинского, такими как

  1.  вечное устремление к другим берегам, присущее «человеку побережья», для которого чужд утилитарный, прагматический образ жизни и мышления, а природа воспринимается в контексте планетарной жизни, для которой настоящее есть продолжение неисчезающего прошлого;
  2. активное использование образов животных для художественного осмысления и изображения явлений общественной жизни;
  3. идея личного бессмертия, главными источниками которого являются: родина, любовь, труд; они позволяют человеку увеличить жизнеактивность, более полно реализовать свои силы; эта мысль звучит афористично в сонете:

Бессмертья нет. Но жизнь полным-полна
Когда бессмертью отдана она

Системный подход к экспозиции оградит ее от случайных элементов и произвольности их связи друг с другом: каждый комплекс со своей смысловой нагрузкой займет определенное место в экспозиции.

Проследовав за поэтом этапами его жизненного и творческого пути, посетитель увидит, что Сельвинский оставил значительное литературное наследие, оказал влияние на развитие поэзии ХХ века, вошел в антологию мировой литературы.

Крымчакский мальчик из провинции благодаря таланту, трудоспособности и русскому языку стал выдающимся поэтом, который в своем творчестве объективно отразил советскую эпоху.

Фоторепортаж открытия с элементами эскизного проекта (проход по залам)
Структурный план

Экспозиция располагается в трех залах на 2 этаже, но элементы экспозиции и идеи конструктивизма присутствуют во всем доме.
Жизнь и творчество представлены хронологически.

В 1 зале — тема «Крым» (1899-1921): детство (Симферополь), юность (Евпатория: гимназия, Таврический университет), Гражданская война.

Во 2 зале:

Москва: Университет: Луначарский.

Кафе поэтов на углу Тверской и Камергерского: встреча с Маяковским. Работа.
Уходящий Серебряный век: Блок, Бунин – почит­аемые Сельвинским.

Конструктивизм: башня III Интернационала Татлина (как витрина для экспонатов), лаборатория стиха с колбами, пробирками, взрывами, формула конструктивизма, конструктивистские произведения: «Улялаевщина», «Записки поэта», «Пушторг».

Модель поэтики конструктивизма.

Театр («Командарм-2», «Умка Белый медведь», «Ливонская война», «От Полтавы до Гангута», «Большой Кирилл»), Заводская газета. «Челюскин»,

Заграниица: Япония, Европа. Война.

3 зал: Послевоенный период и последние годы жизни: Элементы интерьера кабинета в московской квартире: «берег письменного стола» и др.
Работа в литинституте; Студенты; Книги, изданные в последние годы жизни и после кончины.Поэт и читатель стиха. Пастернак. Семья.